Критика неизвестного автора на статью И. Шалиной «Псковские иконы «Сошествие во ад»; о литургической интерпретации иконографических особенностей.» Я сама статью не читала, но критик утверждает, что там повествуется о связи икон с литургией.
Цитата:
Очевидно, автор считает, что мозг средневекового человека был построен так, что всюду в видимых образах он искал аналогичные им литературные формулировки с использованием своего, по-видимому, энциклопедического ума, и этим он занимался, молясь в храме во время богослужений.
Я читала другую статью Шалиной о об иконографии Спаса Нерукотворного, и у меня не сложилось впечателния, что там проводились надуманные параллели с византийским богослужением.
Мне кажется, критик слишком пристрастен и ироничен, поскольку любое сопоставление текста и образа есть лишь вариант реконструкции более или менее убедительной/оригинальной. Соблазн увлечься, строя цепочки сопоставлений, конечно, очень велик. Но я, как барышня весьма впечатлительная, всегда любила восторгаться эффектными гипотезами, прощая некую толику надуманности (школа научного руководителя, наверное, сказывается).